|
Кают-компанияПланирование и подготовка маршрута.Помните нашу публикацию «В Синоп — на надувном катамаране» («Фарватер», №5/ 2004. Она — о яхтсменах-романтиках из сухопутного Луганска. На 8-метровом надувном (!) парусном катамаране Евгений Коротких с экипажем совершил в прошлом году беспримерный поход по маршруту: Мариуполь (Украина) — Синоп (Турция). Представьте — на сборном катамаране, где даже простейшей крыши нет, не говоря уже о рубке или каютах! Тогда вокруг этого перехода бушевали не морские — океанские страсти. Были планы пойти на следующий год в Средиземное море, предлагался поход вокруг Европы... |
... Начало 2005-го. Коротких: «Наши планы по походу в Средиземное море остаются в силе. Мы планируем с 10 июня выйти по маршруту: Ялта (Очаков) — Стамбул — вдоль Греции — переход через Адриатику — вдоль Италии и ... до конца лета. Обратно — общественным транспортом. Если не успеем получить визы, то маршрут проложим вдоль Турции и т.д.» ... Сентябрь 2005-го. «Фарватер»: «Hello, Коротких! Что-то удалось сделать? Планы у вас были потрясающие. Впрочем, если получилось «всего лишь» снова через Чёрное море, то, учитывая ваши плавсредства, это всё равно почти подвиг». |
«Добрый день, Богдан! Я читал Вашу статью о плавании с Денисом Данько и подумал: как велик мир и как тесен. Мы встретились с Денисом в Эрегли. ... Очень жаль, но мы не увидели волны Средиземного моря. Мы нарушили самое главное условие удачного путешествия, то, что я считаю основой любого дела, чего я всегда придерживался и этим делился с друзьями. Я упустил подготовку к походу. Ещё зимой наши «провидцы» предупреждали меня не идти в путешествие — быть несчастью. Весной другие так же категорично заявили: мне в этом году идти нельзя. И над подготовкой, и во время пла¬вания надо мной висел какой-то рок, ощущение, что меня что-то не пускает. Постоянно возникали обстоятельства, препятствующие движению вперёд, тянулась цепь неудач. Осенью меня выселили из тёплого класса, где я гото¬вил катамаран, снаряжение к походам. Приютил товарищ, предоставив место на своей фирме, в неотапливаемом корпусе бывшего завода. Осень, зима и весна прошли в борьбе за создание плюсовой температуры в здании — до катамарана дело не доходило. И вот в апреле температура перевалила за 10 градусов. Я взялся за катамаран, но только успел поменять троса, слегла в постель матушка с переломом ноги. Соответственно, ей требовался надлежащий уход. Остановилась не только подготовка — сам поход оказался на грани срыва. И всё-таки в мае был сделан новый шверт, я собирался ремонтировать раму... Но в здании слу-чился пожар, сгорело оборудование, продукция фирмы. Пострадал и катамаран — поплавились блочки, трубы алюминиевые, сгорела часть снаряжения. Через защитный чехол расплавленная масса попала на паруса. Но вскоре подготовка к походу возобновилась.
Команда терроризирует: пора ехать, пошёл отсчёт отпуску. Запланировали старт на 28 июня. Предложил команде съехаться ко мне и вместе всё доделать. Откликнулся Алексей Шматов со своими сыном и зятем. Приехали 24 июня, прикинули, что за три дня управимся. В первый день ударно поработали, разгорелись так и дальше потрудиться. Но во второй и в третий день на воротах здания висел замок и опечатали двери: воскресенье — выходной, а понедельник — праздник. Очередной облом. Вторник, 28 июня. Мы грузим катамаран, снаряжение, инструменты, заготовки. Алексей с вещами едет в Мариуполь, а я ...в Киев. Ещё в марте солидной фирме были заказаны новые баллоны на катамаран. Обещали сделать за месяц. Но прошли март, апрель, май, проходит июнь, а баллоны не готовы. И вот за три дня до старта звонят — можно забирать. Приехал. Да, баллоны выглядят красиво, но корма и внутренние перегородки сделаны не по проекту: сильно натянутые перегородки придавали баллону форму сосиски, в носу по окружности наклеена лента. Турбулентность гарантирована. Но выбора не было, время вышло, старые баллоны уже непригодны.
30 июня вернулся в Мариуполь. Съехалась команда: Дима из Стаханова, Геннадий из Тулы со своим катамараном «Бриз-микро». Дима негодует — дни отпуска убывают Но на чём плыть? Это понимают все. На территории городского центрального пляжа возводим «эллинг» и ремонтируем, собираем, оснащаем катамаран.Неудачи преследуют нас и дальше. Баллоны не стыкуются с рамой, крышки бочек оказались с трещинами, а с канистр для воды исчезли пробки. Когда же собрали катамараны, я пошёл в пропускной пункт оформлять отход. По прошлогоднему опыту в морском порту обратился к таможне. Оформить бумаги они отказались (лично начальник таможни), ссылаясь на то, что каботажем не занимаются. Пограничники направили в порт завода «Азовсталь»: диспетчер порта не даёт добро, объясняя, чтоони выпускают только грузовые суда. Терроризирую «погранцов», наконец они таки договорились с диспетчером порта «Азовсталь».
7 июля в 9.00 мы подошли к порту, но диспетчер нас не пустил, мол, ремонт идёт. Вместе с пограничником в порту нас встретил и представитель таможни. Сказали: проблем нет, сейчас быстро вас оформим. Но вот вопрос: с вами идёт судно (катамаран «Бриз-микро») из России. Где на него документы и прочее? А получилось вот что. Ещё весной я переслал Геннадию украинский закон и даже дополнительно подчеркнул необходимость декларации катамарана. При пересечении российско-украинской границы Геннадий не смог задекларировать катамаран (пограничники объяснили, что вещи стоимостью меньше $1000 и весом менее 50 кг не декларируются). Но по украинскому закону это не вещь, а транспортное средство. И когда таможенник узнал, что катамаран не задекларирован, оформление отхода сразу прекратилось и началось ужасное. Таможенник обзвонил свое начальство и объявил: катамаран ввезен незаконно, поэтому он арестовывается (изымается) до суда, суд будет через месяц. Дали почитать статью закона, которая гласит, что за незаконный ввоз транспортное средство конфискуется, на перевозчика накладывается штраф от 10 до 100 минимумов зарплаты.
Я в растерянности, Геннадий в шоке. Мечтать, готовиться, с пенсии откладывать деньги на единственное, что осталось в жизни, приехать и... потерять. В 62 года! Было очень обидно, что рушатся все планы, ещё обиднее за Геннадия и за наши законы...
Но выход всё же был найден — мы вышли в море. Однако неудачи никак не кончались. В первый день за борт улетела часть одежды. На второй день посреди моря В Коктебеле вышли на берег и, не соблюдая технологии, дырки заклеили. А тут ещё, как бы вознаграждая нас за пережитое, задул ПОПУТНЫЙ ветер. И мы побежали, но — очередная проблема. «Бризёнок», идущий на буксире. Как ни пытались мы выставить буксир, «Бризёнок» нас обгонял, даже иногда таранил. Обгоняя, часто запутывался в концах, потом становился лагом и, как плавучий якорь, тормозил. После очередного тарана на «Бризёнке» ломается передняя балка, рвётся крепление баллона к раме и срываются болты на М8. На таком ветру и волнах мы не можем укротить его, поэтому рифимся. Ветер сильный, но из-за того, что попутный, мы его неправильно оценили. Когда вышли на связь с портами в Ялте, нам сказали, что сейчас идёт шторм (!) и все порты забиты судами, яхтами. Тогда мы поняли, почему за Аю-Дагом стоят суда на якорях, и тоже решили «спрятаться» на берегу.
Конечно, радовала мореходность катамарана, но очень тревожили его состояние, наша неподготовка и несложившаяся команда. В Ялте списался с судна Геннадий: катамаран был перегружен и некрепок. Баллоны с «Бриза» остались нам. Мы их закрепили под рамой, как аварийное средство.
В Ялте не стали морочиться с оформлением отхода, а наняли агента. Оформление прошло быстро. Когда вышли в море, был сильный встречный ветер, крутые, большие волны. Зарифились до последнего и штормовали до утра на траверзе Алупки. На этих волнах сильно качало, так что оборвался штаг (трос 3,6 мм, разорвался на огоне диам. 30 мм). Только дополнительные ванты удержали мачту от падения. Рано утром сплели новый огон и пошли на юг. Ветер встречный, катамаран остро не идёт — лавировочный угол составил 130 градусов. Тяжело было и на катамаране — у Димы отпуск проходит. До Эрегли добрались за неделю. Входили ночью. Посмотрели схему порта, напечатанную в журнале «Яхта» и перепечатанную в Интернете, зашли за мол. Согласно схеме здесь стоят рыбаки, но мы их там не увидели. Идём дальше, впереди что-то тёмное, вдруг резкий свисток. По молу бегут военные. Мы на что-то наезжаем. Всматриваемся... Подводная лодка, на ней флаг американский. Военные начали нам показывать, куда надо идти, потом подскочила моторная лодка и повела нас куда-то. Мы уже решили, что нас сейчас арестуют, но военные провели катамаран к грузовому порту, попрощались и укатили. У нас бы... ... Мы в Турции. Но радости нет. Утром пришёл полицейский, взял наши паспорта, меня и одного турка, знающего русский язык, и пошли оформлять визы. Но... целый день ходили по каким-то учреждениям, вели телефонные переговоры. Оказалось, в Эрегли нет марок. Здесь не оформляют визы, потому что сюда не заходят пассажирские суда и яхты, это грузовой порт. Нам поставили штампы. А дальше оформление остановилось: не было начальника порт-надзора, не было врача (суббота и воскресенье выходные). И нам предложили подождать до понедельника. Встречные яхтсмены советуют оформить транслог здесь, потому что в Стамбуле обойдётся дороже и дольше. Так что выходные провели, ремонтируя катамаран и гуляя вечерами по городу. А в понедельник начальник портнадзора увидел наш катамаран: вай, кабин йок, радар йок!? Он только месяц работает, по словам местных, ещё боится. И он не стал нас оформлять, когда узнал, что мы идём через Стамбул. Более того: предложил вместе с катамараном погрузиться на судно и покинуть город. Приняли решение возвращаться. «Закрыли границу» и в ночь ушли. По закону подлости задул встречный ветер. И пошли мы опять «острыми» курсами. Вначале правым галсом — и за двое суток прошли траверз Варны, поменяли галс — и через пятеро суток подошли к Ялте.
Ночь. В порт нас не пускают, предлагают дождаться утра на рейде. Встали на якорь. Ветер сильный и нас сносит. Под мотором возвращаемся на место. Утром, получив добро, пошли в порт. Мотор с трудом тащил против сильного встречного ветра. Когда уже подошли к пирсу и появилась комиссия, закончился бензин, мотор заглох и нас понесло на камни. За минуту приготовили смесь, залили, завели мотор и впритык к камням развернулись. На берегу не ожидали такой сноровки, думали, что нас выкинет на камни. Да,квалификация у команды была. Жаль, не было единства. Но было чувство ответственности, уважения хорошей морской школы. И в Мариуполь повели катамаран втроем. Когда по приходу начали разбирать катамаран, увидели: концы труб рамы раздались на втулках, развальцевались, дюралевые кольца были выдавлены, носовые шпангоуты лопнули, кормовые — согнулись. Да, катамаран был перегружен и находился постоянно под большими нагрузками. Да и мы тоже.
Затея не удалась. Но нет печали. Мы опять проскочили Черное море поперек. Появились новые друзья и в Турции, и среди яхтсменов. Нами восхищались и горячо жали руки яхтсмены из Голландии, Германии, США. Турецкий капитан с большого грузового судна сказал, что мы настоящие моряки и поставил нас на довольствие на своем судне, так что в эти дни мы наслаждались турецкой морской кухней. И здесь появилась уверенность, что наши планы были реальными. Неудачный поход— тоже опыт. Так что руки не опускаем».
Евгений КОРОТКИХ.